Архив рубрики: Психология развития

Психология развития в детском, подростковом и юношеском возрасте. Изменения и развитие мышления, эмоциональной сферы, интеллекта, речи.

Ведущая деятельность старшеклассников — учебно-профессиональная

Ведущая деятельность старшеклассников связана с определением своей будущей профессии — это учебно-профессиональная деятельность. Поиск профессии — важнейшая проблема юности. Юноша стремится к самоопределению, познанию себя как личности и как будущего специалиста. Чтобы сделать правильный выбор будущей профессии у молодых людей должны быть сформированы познавательные интересы и профессиональная направленность личности.

Читать далее Ведущая деятельность старшеклассников — учебно-профессиональная

Когнитивные изменения в юности

Когнитивные изменения в юности, выраженные отвлеченно-философской направленностью, обусловлены развитием формально-логических операций и особенностями проявления эмоций юношеской поры.

Развитие внимания

Разнообразие интеллектуальных интересов в ранней юности характеризуется разбросанностью, бессистемностью, отсутствием конкретных методов. Не все юноши реально оценивают свой интеллектуальный уровень, многие преувеличивают уровень своих знаний и свой интеллект.

Читать далее Когнитивные изменения в юности

Особенность психического развития личности в ранней юности

Психическое развитие в ранней юности неотъемлемо связно с выбором жизненных ценностей, формированием внутренней позиции по отношению к себе и к окружающим людям.

Юность как стадия жизненного пути

Юность — период в жизни человека, который приходится на возрастной интервал от 15-16 лет до 21-25. В юности происходит переоценка занятых позиций, выбранных приоритетов, а также пересмотр и выбор правильных жизненных ценностей.

Читать далее Особенность психического развития личности в ранней юности

Акцентуации характера у подростков

Акцентуации характера у подростков — это крайние варианты нормы, при которых для подростка характерно проявление определенных черт характера, наиболее проявленных, в следствие чего подросток чувствителен к одним психогенным воздействием, но неуязвим в других ситуациях.

Понятие акцентуация

Понятие «акцентуация» ввел впервые немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.

Акцентуация — это неправильное (дисгармоничное) развитие характера, которое выражается усиленным проявлением отдельных черт или групповым соединением черт характера.

Читать далее Акцентуации характера у подростков

Особенности развития личности подростка

Особенности личности подростка заключаются в направленности подростка, самопознании, самооценки, самоопределении.

Виды направленности в подростковом возрасте

В подростковом возрасте выделяют следующие виды направленности личности подростка:

  • гуманистическая направленность — направленность, характеризующая  положительное отношение  и оценку подростка самого себя и общества;
  • эгоистическая направленность — направленность на себя, подросток оценивает себя более значимо, чем общество;
  • депрессивная направленность — низкая оценка своих способностей и себя в целом, подросток не считает себя значимым, общество оценивает положительно;
  • суицидальная направленность — подросток обесценивает и себя и общество, не видит ни своей ценности, ни общества.

Читать далее Особенности развития личности подростка

Чувство взрослости как мотивация развития подростка

Чувство взрослости в подростковом возрасте возникает у подростка в момент сравнивания себя со взрослыми.

Сравнивая себя со взрослым подросток приходит к мнению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Подросток активно настаивает, чтобы теперь взрослые  воспринимали его как равного себе. Хотя подлинного ощущения себя взрослым у подростка нет.
Читать далее Чувство взрослости как мотивация развития подростка

Нравственное развитие подростка

Нравственное развитие подростка начинается тогда, когда школьник совершает реальные нравственные поступки в ситуациях которые для него важны.

Особенности нравственного развития подростков

Переходный возраст — период, в котором происходит кардинальное изменение нравственности школьника.  По мнению Л. И. Божович нравственные нормы между людьми реализуются в процессе любой трудовой деятельности, связанной с общением.

Читать далее Нравственное развитие подростка

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка заключается в отмирании старых интересов и развитии новых. Л. С.  Выготский назвал проблему интересов » ключом психологического развития подростка».

Сущность проблемы интересов

Проблема интересов в переходном возрасте по мнению Л. С. Выготского заключается в изменении интересов подростка, связанной с психологическим развитием.

Читать далее Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка

Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте

Ведущая деятельность подростков — общение со сверстниками. В подростковый период происходит смещение общения от родителей и учителей к сверстникам.

Общение как ведущая деятельность подростка

Общение как ведущая деятельность подростка имеет огромное значение в развитии личности ребенка. С помощью общения подросток решает важные для него задачи:

  • межличностное общение: подросток приобретает опыт разного поведения от руководства до подчинения;
  • эмоциональный контакт: подросток получает поддержку, одобрения от сверстников, что так важно для любого человека.

Читать далее Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте

Когнитивная сфера подростка: развитие мышления, внимания и воображения

Развитие мышления в подростковом возрасте характеризуется овладением процесса образования понятий, что благоприятно отражается в интеллектуальной деятельности, позволяет найти и освоить подростку новые способы поведения.

Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте

В мышлении подростка наблюдается преобладание теоретического типа мышления, которое позволяет установить подростку смысловые связи в социуме, окружающей действительности.

Читать далее Когнитивная сфера подростка: развитие мышления, внимания и воображения