Ведущая деятельность старшеклассников связана с определением своей будущей профессии — это учебно-профессиональная деятельность. Поиск профессии — важнейшая проблема юности. Юноша стремится к самоопределению, познанию себя как личности и как будущего специалиста. Чтобы сделать правильный выбор будущей профессии у молодых людей должны быть сформированы познавательные интересы и профессиональная направленность личности.
Когнитивные изменения в юности, выраженные отвлеченно-философской направленностью, обусловлены развитием формально-логических операций и особенностями проявления эмоций юношеской поры.
Развитие внимания
Разнообразие интеллектуальных интересов в ранней юности характеризуется разбросанностью, бессистемностью, отсутствием конкретных методов. Не все юноши реально оценивают свой интеллектуальный уровень, многие преувеличивают уровень своих знаний и свой интеллект.
Психическое развитие в ранней юности неотъемлемо связно с выбором жизненных ценностей, формированием внутренней позиции по отношению к себе и к окружающим людям.
Юность как стадия жизненного пути
Юность — период в жизни человека, который приходится на возрастной интервал от 15-16 лет до 21-25. В юности происходит переоценка занятых позиций, выбранных приоритетов, а также пересмотр и выбор правильных жизненных ценностей.
Акцентуации характера у подростков — это крайние варианты нормы, при которых для подростка характерно проявление определенных черт характера, наиболее проявленных, в следствие чего подросток чувствителен к одним психогенным воздействием, но неуязвим в других ситуациях.
Понятие акцентуация
Понятие «акцентуация» ввел впервые немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.
Акцентуация — это неправильное (дисгармоничное) развитие характера, которое выражается усиленным проявлением отдельных черт или групповым соединением черт характера.
Чувство взрослости в подростковом возрасте возникает у подростка в момент сравнивания себя со взрослыми.
Сравнивая себя со взрослым подросток приходит к мнению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Подросток активно настаивает, чтобы теперь взрослые воспринимали его как равного себе. Хотя подлинного ощущения себя взрослым у подростка нет. Читать далее Чувство взрослости как мотивация развития подростка→
Нравственное развитие подростка начинается тогда, когда школьник совершает реальные нравственные поступки в ситуациях которые для него важны.
Особенности нравственного развития подростков
Переходный возраст — период, в котором происходит кардинальное изменение нравственности школьника. По мнению Л. И. Божович нравственные нормы между людьми реализуются в процессе любой трудовой деятельности, связанной с общением.
Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка заключается в отмирании старых интересов и развитии новых. Л. С. Выготский назвал проблему интересов » ключом психологического развития подростка».
Сущность проблемы интересов
Проблема интересов в переходном возрасте по мнению Л. С. Выготского заключается в изменении интересов подростка, связанной с психологическим развитием.
Ведущая деятельность подростков — общение со сверстниками. В подростковый период происходит смещение общения от родителей и учителей к сверстникам.
Общение как ведущая деятельность подростка
Общение как ведущая деятельность подростка имеет огромное значение в развитии личности ребенка. С помощью общения подросток решает важные для него задачи:
межличностное общение: подросток приобретает опыт разного поведения от руководства до подчинения;
эмоциональный контакт: подросток получает поддержку, одобрения от сверстников, что так важно для любого человека.
Развитие мышления в подростковом возрасте характеризуется овладением процесса образования понятий, что благоприятно отражается в интеллектуальной деятельности, позволяет найти и освоить подростку новые способы поведения.
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
В мышлении подростка наблюдается преобладание теоретического типа мышления, которое позволяет установить подростку смысловые связи в социуме, окружающей действительности.