Нарушение мотивов при шизофрении

Знаю как надо, делаю наоборот. Поведение при шизофрении

Бывает, что человек знает, как нужно делать, но «знание» остается на уровне знания, побуждающий мотив не вырабатывается. Такое явление часто встречается у детей младшего школьного возраста. Например, ребенок может знать, что для дальнейшей профессиональной деятельности необходимы школьные знания, но при этом плохо учиться. Нет побуждающего мотива к учебе.

Функции мотивов и их значение

«Знаемые» мотивы переходят в побудительные в подростковом возрасте, в связи с формирующемся мировоззрением. Если, подросток выбрал цель, осознал важность решения, проявил силу воли, и принял решение двигаться в перед, к выбранной цели.

Слияние обеих функций мотива — смыслообразующей и побуждающей, позволяет человеку сознательно строить и регулировать свою жизнь. Ослабление смыслообразующей и побуждающей функций мотива приводит к нарушениям в деятельности.

Ослабление смыслообразующей функции мотива приводит к состоянию -«знаю». Например, подросток знает, что родителей нужно уважать и любить, но при этом оскорбляет маму.

В других случаях наблюдается сужение смыслообразующих. Мотив сохраняет побудительную силу, но круг смыслообразующих сужается. Теряется смысл у ранее значимых сфер деятельности и отношений: учебы, работы, друзей, отношение к родителям. Постепенно теряется побудительная сила мотива.

Изменение смыслообразования при шизофрении

М. М. Коченовым был проведен эксперимент. Для успешного выполнения которого необходима четкая смысловая иерархия действий, приводящая к достижению поставленной цели.

Испытуемым были предложены задания на выбор. Из предложенных заданий нужно было выбрать те, выполнение которых возможно за семь минут. В ходе эксперимента, для достижения цели, необходим пересмотр выбранного задания. Испытуемые брали дополнительные пробы. Активность поиска показывает переосмысление происходящие в сознание испытуемых.

Здоровые испытуемые выбирали несколько заданий, ориентировались на время, сложность выполнения, придерживались отведенного интервала в 7 минут. Испытуемые показали структурирование действий и целенаправленное поведение.

Поведение больных при вялотекущей и прогредиентной формы шизофрении было иное. Отсутствовал ориентировочный этап. Испытуемые не выбирали заданий, выполнение которых возможно за 7 минут, брались за явно не выполнимые по времени. Проявляли интерес не к проводимому исследованию, а к заданию, выполняли его тщательно. Дополнительные пробы — сведены к минимуму. Испытуемые знали, что нужно уложиться в семь минут, но это знание не побуждало к действию. Проговаривали во время эксперимента, что нужно уложиться в 7 минут, но не меняли направленности.

Исследование показало изменение мотивационной сферы у больных, приводящее к не результативной деятельности. Нарушение в структуре мотивационной сферы, больные знали, что нужно делать, но мотив потерял свою смыслообразующую и побуждающую составляющую.

Потеря смыслообразующей и побуждающей функции мотива отвечает за странности в поведение больных шизофренией и нарушении деятельности, приводит к деградации поведения и личности. Деятельность больных оскудевает, новые мотивы не формируются.

Больные выпадают из общей системы взаимосвязей людей.

Для коррекции патологии необходимо включить больных в трудовую деятельность. Реальная трудовая деятельность помогает восстановить социальный статус, нарушенную коммуникативную функцию, расширить круг интересов, целей.

Иллюстрация pixabay.com

Автор: Лубянская Светлана

Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.