Помощь в профориентации

Роль труда в жизни человека

Развитие современного общества неразрывно связано с развитием в социальных областях, техническим прогрессом в экономике, где подготовка специалистов является ключевым моментом. Человеческие трудовые ресурсы — главный двигатель прогресса во всех областях деятельности. Труд в жизни человека занимает ключевое место, через труд возможен личностный рост, самореализация, воплощение творческих идей. Труд является возможностью преобразования окружающего социума, мира. Труд дает возможность осуществления текущих нужд и жизнедеятельности. Труд для человека потребность и смысл жизни. Профессиональный отбор и профориентация занимают ключевую роль в помощи самоопределения и выбора будущей профессии.




Функции труда

Роль труда индивидуального или коллективного заключается в следующем:

  • труд — средство и способ самореализации человека;
  • труд — средство общения, обмена информацией между людьми;
  • труд — условие существования и развитие человека;
  • труд — возможность познать себя;
  • труд — возможность приобретения материальных благ;
  • труд — приобретение духовных благ;
  • труд — форма существования человека.

В основном труд рассматривается как социально-экономическая категория. Роль человека в процессе труда рассматривается в изучении совокупности психологических, физиологических и социальных черт, процесса влияния связей данных показателей на организацию, условия и процесс труда. Ежегодно возрастает сложность труда, значимость трудовой деятельности для человека, повышается профессиональная ответственность.

Роль психологии и труда

В последнее время роль психологического изучения трудовой деятельности человека значительно возросло, а, следовательно, и роль психологии.

Взаимосвязь труда и психологии вытекают из ряда положений, определяющих направленность психологической науки в обеспечении трудовой деятельности: сделать труд человека безопасным, эффективным, созидательным, удовлетворяющим и человека и общество.

Взаимосвязь человека и труда

Характеристика взаимосвязи труда и человека:

  1. Формируются представления о развитии профессиональных черт личности, и психологических особенностей человека.
  2. Устанавливает соответствие самого труда возможностям человека, способностям человека работать с техникой.
  3. Адаптацию человека к деятельности.

Направления трудовой деятельности человека требуют изучения и соответствия субъекта и объекта труда, пригодности для выполнения трудовых задач.

Понятие «профессиональная пригодность» включает в себя индивидуальные особенности человека необходимые для успешного выполнения трудовых задач или учебной деятельности, пригодность для выбранного вида работ. Соответствие объекта труда: трудовых условий, организации работы, средств, возможностям человека. Объект труда так же должен подходить возможностям человека.

Профессиональная пригодность — свойство метасистемы «человек–профессия», где свойства деятельности и человека, приобретаемые в профессии могут проявиться: готовность к труду, работоспособность. Свойства деятельности: содержание, условиях, особенности психики и физических данных человека. В данном случае профпригодность человека рассматривается как специфическое свойство.

Свойства категорий профессиональной пригодности

Свойства категорий профессиональной пригодности состоит в следующем:

  • отражение выбранной профессии способностям и склонностям человека;
  • отражение удовлетворения процессом, результатом труда и интересом к будущей профессии;
  • отражение надежности, эффективности, результативности труда;
  • отражение самореализации и самосовершенствования в выбранной профессии, проявление социального самоопределения;
  • отражение формы развития «Я-концепции», переход к развитию и становлению образа «Я-профессионал», стремление к овладению профессиональными навыками.

Значение профессиональной пригодности

О значении профессиональной пригодности и ее уровнях емко написал  К.М. Гуревич, он пишет, что человек может овладеть любой профессией, но затраты сил и времени будут различные в зависимости от способностей и стремления индивида. Трудовая деятельность человека ограничена временным интервалом, безрадостная, непродуктивная деятельность — личное несчастье не только человека, но и всего общества. Отсюда следует, что прогнозирование профессиональной пригодности и путей ее формирования сохранит свою актуальность на долго.

О профессиональной пригодности древнегреческий философ Платон сказал, что люди рождаются разными, с разной природой и способностями, поэтому, если делать работу соответствующую способностям, можно сделать больше и лучше. Работу легче выполнить, если она соответствует природным задаткам.

Критерии при определении профпригодности

Профессиональная пригодность определяется:

  • соотношением предъявляемых требований профессии к индивидуальным особенностям и задаткам личности;
  • имеет объект реализации: систему «человек–профессия», включающую вид деятельности, определенную категорию людей, этапы профессионального роста;
  • отражает развитие личности и ее индивидуальных черт: подготовленности, физического состояния, способностей, мотивации в профессии;
  • является свойством системы «человек–профессия», отражает развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда.

Профессиональная пригодность рассматривается как совокупность личностных свойств человека, обеспечивающих успешность в выбранной профессии, полученных и сформированных профессиональных знаний, умений, навыков, а также психологических и физических свойств личности, предопределяющих ежедневное выполнение профессионального труда.

Таким образом, профессиональная пригодность характеризуется совокупностью личностных исходных качеств человека, формируется в условиях профессиональной деятельности. Существенную роль отводят психологическим особенностям человека, структурно-динамическим свойствам личности.

Профессиональную пригодность рассматривают в аспекте двух зависимых процессов:

  1. процесса определения, оценки пригодности и контроля;
  2. процесса формирования, развития пригодности в условиях профессиональной деятельности.

Профессиональную пригодность определяют с учетом:

  • аналитических материалов;
  • теоретических данных;
  • методических инструментов;
  • из практического опыта;
  • оценок совместимости членов малых групп;
  • психологической экспертизы лиц с функциональными расстройствами.

Книги по профориентации

Книги по профориентации раскрывают разные аспекты профориентации и профессионального отбора, затрагивают такие темы как:

  • психодиагностические методики, психодиагностика;
  • особенности отбора узких специалистов,
  • особенности свойств нервной системы и профессиональных способностей.

По данной теме рекомендуется прочитать работы: Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича, В.Н.Дружинина, Е.А. Климова, Б.В. Кулагина, Н.В Макаренко, В.Л. Марищука, В.А. Пухова, А.Т. Ростунова, Б.М. Теплова. Выбор профессии непростой и ответственный шаг в жизни человека, недостающие и необходимые аргументы можно получить из чтения данной литературы.

Источник: В.А. Бодров, Психология профессиональной пригодности.



Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.