Профориентация статьи

Стадии развития человека как субъекта профессиональной деятельности

В своем профессиональном развитии личность проходит несколько этапов. В статье рассмотрены две популярные классификации профессионального развития личности:

  1.  Классификация стадий профессионального развития личности по Д. Сьюперу;
  2. Обобщенная классификация стадий развития человека, представленная в работах В. А. Бодрова «Психология профессиональной пригодности», Е. А. Климова, Т.В. Кудрявцева.




Этапы профессионального развития личности по Д. Сьюпер приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Д. Сьюпер, профессиональное развитие личности

Виды развития

Характеристики периода

1 стадия — пробуждение

Развитие личности от рождения до 15 лет, характеризуется периодом развития и становления «Я» концепции через фазы интересов в 11-12 лет и способностей в 13-14 лет

2 стадия — исследования

В период 15 — 24 года происходит поиск индивида в различных областях деятельности с учетом профессиональных возможностей

3 стадия — консолидации

Обеспечение в выбранной сфере деятельности устойчивой личностной позиции, 25 — 44 года

4 стадия — сохранения

Развитие в выбранном профессиональном сегменте, 45 — 64 года

5 стадия — спад

Спад активной профессиональной деятельности, тенденция к наблюдению за жизнью других, 65 лет

В работах В. А. Бодрова, Е. А. Климова, Т.В. Кудрявцева представлена обобщенная классификация стадий развития человека как субъекта профессиональной деятельности, в которой прослеживается три основных периода развития личности: допрофессиональное развитие, развитие в период выбора профессии, развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.

Допрофессиональное развитие

  • Первая стадия (1 ст.). Стадия предыгры — охватывает временной период жизни человека от рождения до 3-х лет, характеристика периода по Б.Д. Эльконину «эпоха раннего детства».

Период раннего детства подразумевает общение со взрослыми, через которое происходит первичное познание окружающего мира, у ребенка развивается функция восприятия, развивается речь, происходит координирование манипуляторных действий, освоение простых правил поведения, формируются личностные структуры: когнитивные, потребностные, эмоциональные, появляются первые моральные оценки, создаются предпосылки для перехода в игровую деятельность.

  • Вторая стадия (2 ст.). Стадия игры — приходится на период дошкольного детства, от 3 до 6-8 лет. Ранняя профориентация дошкольников характеризуется овладением «основными смыслами» человеческой деятельности, ролевыми отношениями людей в системе игр:

планирование действий и поведения; умение в уме предвосхищать события; ориентироваться в пространстве; развитие координаций движения и когнитивных процессов.

Закладывание навыков эмоционально-волевой регуляции поведения, дальнейшее усвоение моральных норм, обучение правилам поведения, выработка индивидуального стиля поведения, готовность к обучению в школе.

  • Третья стадия (3 ст.). Стадия овладения учебной деятельностью приходится на временной интервал 6(8) -11(12) лет — период младшего школьного возраста.

Первичное знакомство с разными сферами жизнедеятельности человека, появление и проявление в игровой деятельности первичного интереса к труду, через моделирование ситуаций трудовой деятельности, развитие функций самоконтроля, воображения. Развитие самооценки, навыков планирования, способности к самоанализу. Развитие ответственности за выполняемую работу как личной, так и коллективной, усвоение новых социальных норм, приход к пониманию чувства долга.

Стадия предыгры, игры и овладения учебной деятельностью — первые три стадии развития личности, формируют личностью ребенка как субъекта будущей трудовой деятельности, закладывают в детскую психику системы регуляции поведения, развивают интерес к разным видам деятельности человека, зарождают первичные трудовые ориентации, развивают когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационно-потребностную сферы личности.

Развитие в период выбора профессии

  • Четвертая стадия (4 ст.). Стадия оптации — проходит с 11-12 лет до 14-18 лет, решает задачи: выбор профессии, подготавливает к труду и жизненным ситуациям.

В данный период подросток овладевает системой социально значимых ценностных, получает первое понимание профессионального выбора, устройства жизни, усваивает систему выстраивания отношений со взрослыми и товарищами, закладываются основы моральной, социальной, и профессиональной направленности, самооценки. Активный самоанализ и анализ своих возможностей и развития профессиональных качеств формирует портрет собственной профессиональной пригодности. Период для самоорганизации, самосовершенствования, самообразования, самовоспитания.

Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала

  • Пятая стадия (5 ст.). Стадия профессионального обучения протекает в период с 15-18 до 19- 23 лет.

Для периода профессионального обучения характерно целенаправленное освоение знаний, практических навыков и умений в избранной профессии, формирование целостного представления о профессии, развитие мотивов и целей будущей деятельности. Ближняя цель — формирование профессиональной пригодности к обучению профессии.

Отдаленная цель — формирование необходимых профессиональных черт и психологических профессиональных структур личности: профессиональное мышление, психомоторики, памяти для реальной профессиональной деятельности.

  • Шестая стадия (6 ст.). Стадия профессиональной адаптации протекает в период с 19-21 года до 24-27 лет.

Для данного временного периода характерны: приспособление к процессам, условиям избранной профессии, дальнейшее развитие в профессии. Осознание правильности выбора профессионального пути, согласование профессиональных и жизненных целей, развитие профессионализма, формирование профессионально важных способностей, черт характера, эмоционально-волевых качеств.

  • Седьмая стадия (7 ст.). Стадия развития профессионала начинается с 21-27 и продолжается до 45-50 лет.

Для данной стадии развития личности характерно совершенствование профессиональных черт: восприятия, практического мышления, черт характера, специальных способностей, психомоторики. Формирования приемов самооценки, развитие способов и методов поддерживающих трудовой процесс.

Данная стадия развития профессионала предполагает изменение и развитие характера трудовой деятельности: внедрение техники, изменение технологических процессов и смены вида деятельности: переход от исполнителя к руководителю. Данные изменения требуют перестройки профессиональной личности, которые характерны для 6-й и 5-й стадии.

Источник: Бодров В.А., Психология профессиональной пригодности

Литература по профориентации

Бодров В.А., Психология профессиональной пригодности
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия
Климов Е.А., Введение в психологию труда
Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения
Климов Е.А., Как выбирать профессию
Климов Е.А., Психология профессионала
Носкова О.Г.,  Психология труда
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., Профориентация




Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.