Личность студента

Личностные особенности студентов

Личностные особенности студентов отличаются особенностями генетических, психологических и физических черт.

В ходе формирования и развития человека существуют временные периоды, сензитивные к развитию отдельных личностных качеств. Дошкольный возраст сензитивен к развитию мотивов и черт характера. Младший школьный возраст — к развитию способностей. Старший школьный возраст дает возможность к развитию мировоззрения. Юношеский возраст благоприятен для познания себя, открытию своего внутреннего мира, понимание уникальности своей личности, познание чувства одиночества, потребности в общении, обретение друга, знакомство с дружбой.

Становление самосознания

Эриксон считал, что кризис идентичности задает юношеский возраст. Характерная особенность юношеского возраста в понимании своей неповторимости, индивидуальности, в становлении самосознания и формировании своего образа «Я».




И. Кон считал, что образ «Я» — социальная установка включающая отношение личности к себе, содержащая три компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Юность — период становления самооценки и самоанализа. Самооценка формируется за счет сравнения «Я» реального и идеального. Противоречие данной ситуации возникает за счет не выверенного «Я» идеального и всесторонне не оцененного «Я» реального, что может привести к внешним поведенческим проявлениям в виде внутренней неуверенности в себе, сопровождающейсяразвязностью, агрессивностью и чувством непонятости.

Становление самосознания за последние десятилетия сдвинулось с возраста 17-19 лет на 23-25 лет. Становление самосознания проявляет потребности юношеского возраста: в общении, в достижении, потребность в уединении.

Потребность в достижении

Если студен не может удовлетворить потребность в достижении основным способом для студента — учебной деятельностью, его направленность смещается в другие сферы: общественную деятельность, бизнес, спорт, где не исключено, что студент неплохо себя проявит. У некоторых студентов наблюдается смещение потребности достижения в сторону хобби или интимных отношений. В любом случае, каждый человек ищет ту сферу, где он может себя проявить, иначе возможна невротизация, уход в болезнь, в криминальную жизнь. Стремление к достижению настолько велико, что приводит человека либо к великим делам, либо грозит уходом в противоположное направление.

Потребность в общении и потребность в достижении часто конфликтуют, в зависимости от разрешения конфликта в пользу наиболее сильной потребности, ведет человека к дальнейшему личностному изменению. Потребность в достижении может конфликтовать с познавательной потребностью.

Роль преподавателя, оценивающего студенческую исследовательскую работу многогранна: преподаватель может вложить уверенность в студента, поддержать научные труды, а может и перевести направленность самоутверждения в другую нишу.

Значение периода студенчества

С социальной точки зрения — период студенчества имеет важное значение:

  • отделение от родителей;
  • обретении экономической самостоятельности;
  • создании своей семьи.

Если среда вокруг студента благоприятная, личностное развитие протекает правильно. Самооценка студента не должна сильно расходиться с оценкой значимых для него лиц, в том числе с оценкой преподавателя.

Связи между личностью и интеллектом

Личность человека неразрывно связана с его способностями. Успешность человека зависит от стремления к достижению, системы ценностей, настойчивости, эмоциональной устойчивости и других личностных характеристик.

Интеллектуальная деятельность человека не определяется только личностными показателями, или только полученными данными теста на интеллект, наблюдается взаимная связь между интеллектом и личностью. Личностные факторы позволяют делать прогноз поведения индивида: выбор стратегии поведения, средний балл, который будет получен, выбор решения задач.

Интеллектуальные возможности зависят от ситуационных, диспозиционных, мотивационных факторов. Интеллектуальная вовлеченность складывается из нескольких личностных конструкторов.

Таблица 1

Параметры типичной интеллектуальной вовлеченности по А. Фернхем, П. Хейвен

Обзор параметров

Характеристика

Типичная интеллектуальная вовлеченность Трудные задачи, предлагаемые жизнью вызывают радость, нравится их решать
Прилежность в работе, усердие в работе Решение трудных задач в приоритете перед простыми
Наличие перфекционизма Стремление и умение выполнять сложную работу, требующую тщательности, скрупулезности, дотошности, честности
Открытость новому опыту Стремление к новому, не изученному, не открытому, к новой деятельности
Увлеченность работой При выполнении работы забывает обо всем
Невнимательность, отвлекаемость Выполняя монотонную работу знает обо всем, что происходит вокруг
Экстровертированный тип интеллектуальной вовлеченности Длительные обсуждения вызывают радость, нравятся
Интровертированный тип интеллектуальной вовлеченности Предпочтение отдается анализу собственных чувств, мыслей
Наличие энергии Постоянная занятость, в случае сильного утомления — чтение
Интерес к искусству и гуманитарным наукам Любовь к поэзии
Проявление интереса к науке Любовь к науке
Проявление интереса к социальным наукам В курсе социальных проблем
Проявление интереса к технике В курсе технических проблем

Интеллектуальная вовлеченность связана с личностными факторами следующим образом:

  • открытость новому опыту — соотносится с проявлением интереса к искусству и гуманитарным наукам, интровертированному и экстровертированному типу интеллектуальной вовлеченности;
  • честность, порядочность — связана с усердием в работе, с прилежностью, перфекционизмом.

Личностные факторы способствуют успеху в выборе изучения материала. Добросовестность, честность, порядочность — показатель успеваемости, выбора предметов и профессии. Студенты с высокой степенью добросовестности выбирают такие профессии как юрист, экономист или изучение естественных наук. Добросовестность связана с мотивацией успешной сдачи экзаменов.



Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.