студенты

Мотивы учения у студентов и проблемы социальной адаптации

Доказано, что наличие мотивации влияет на успешность в учебе сильнее, чем интеллект. В настоящее время психологи и педагоги сошлись во мнении, что положительная мотивация увеличивает результат изучаемых знаний и умений. Доказано, что высокая мотивация компенсирует недостающие способности, и ведет к успеху в освоении знаний, и, наоборот, отсутствие нужной мотивации даже при высоком интеллекте не приведет к успехам в учебе.

Необходимые условия, формирующие мотив к учению у студентов:

  • понимание необходимости изучаемого теоретического и практического материала;
  • эмоциональная форма подачи материала;
  • обзор перспектив в развитии научных понятий;
  • направленность обучения на освоение профессиональных знаний;
  • обучение с применением проблемных ситуаций;
  • любознательность и «познавательная психологическая атмосфера» в группе;




Классификация мотивов по П. М. Якобсону

П. М. Якобсон предложил свою классификацию мотивов учебной деятельности. Им был выделен первый вид мотивов — «отрицательные мотивы», которые включают в себя осознание учеником, неудобств, которые последуют за его нежеланием учиться: выговоры, проблемы с родителями. В данном случае, мотив отрицательный, обучение происходит без желания, без интереса к изучаемым предметам, к ВУЗу. Мотив посещения учебного заведения не связан с получением образования, а есть лишь необходимость. Такой вид обучения не дает высоких результатов, а напротив, приводит к тому, что студент при слабом развитии силы воли вскоре покинет учебное заведение.

Вторая разновидность мотивов по мнению П. М. Якобсона заключается в сформированном чувстве долга, ответственности у студента, благодаря которому ученик должен получить образование, занять свое место в обществе, стать гражданином, полезным для общества. Данный мотив на учебу П. М. Якобсон относит к мотиву несвязанному с учебной деятельностью, но положительным. Сюда же он отнес мотив связанный с узко личностными интересами, где обучение воспринимается как начальная ступень к личному благополучию. Если у студента нет интереса к учебе, но есть понимание, что без образования он не сможет найти достойную работу, мотив помогает приложить усилия для овладения необходимыми знаниями.

Третий вид мотивов — сам процесс учебной деятельности. Любознательность, стремление узнать новое, — стимулируют студента на обучение. Мотивация такого студента отражает устойчивые познавательные интересы. Студент доволен ростом своих знаний.

Цели обучения и цели учения

По мнению П.М. Якобсона мотивация студента на учебу зависит от личностных особенностей. Определяется ориентированностью личности на успехе или наоборот пассивностью, ленью, склонностью к длительным неудачам.

В. А. Якунин и В. Я. Кикоть выделили цели обучения и цели учения:

  • критерии целей обучения — задаются из вне, содержат в себе общественные запросы и ценности, которые для студентов являются внешними;
  • критерии целей учения — зависят от индивидуальных потребностей личности.

Проблема социальной адаптации личности

Актуальна проблема социальной адаптации личности в образовании. Характерны пробелы при диагностике общего уровня адаптации. Адаптационный потенциал личности для целей обучения должен быть высок.

Первый тип студентов

При измерении критерия типа адаптационного процесса изучают направленность вектора активности личности. У большинства студентов 1-2 курсов вектор направленности личности «наружу», что говорит о стремление личности активно влиять на среду, приспособить среду под себя, без личностных изменений. Студенты с данным видом направленности стремятся диктовать свои условия, предметы выбирают по своим критериям — по степени значимости. Предпочитают манипулировать преподавателями, навязывать свои позиции. Для успешного обучения таких студентов необходим свободный выбор содержания, форм и методов обучения, что не возможно в условиях вузовской подготовки, цели обучения и цели учения с данным типом студентов не совпадают.

Цели обучения задаются вузом и нормами образовательных стандартов — внешними для студентов. Цели учения — исходят из потребностей студентов. Работа с данным типом студентов направлена на изменение установок, мотивации, изменение ценностей. Конечная цель — самоизменение студента.

Второй тип студентов

Второй тип студентов характеризуется направленностью вектора активности «вовнутрь». Студентов данной группы гораздо меньше. Для данного типа характерно:

  • изменение себя, в следствие изменения своих установок, поведения;
  • самоприспособление;

При активном изменении себя в процессе адаптации происходит процесс развития личности. Данная группа студентов учится с удовольствием, ориентируясь на смысл и содержания обучения, но им требуется помощь со стороны преподавателя.

Третий тип студентов

Третий тип адаптации более характерен для девушек. При данном типе характерен пассивная форма обучения, направленная больше на заучивание, принятие норм и правил вуза, без изменения себя и саморазвития. Для данной категории студентов присуще состояние дискомфорта, неудовлетворенности. Такой вид адаптации может возникнуть на формально-информационное обучение. Данному типу необходимы коррекционные мероприятия.

Коррекционные мероприятия требуются для всех типов адаптации. Наиболее предпочтительный тип адаптации — вероятностно-комбинированный, включающий в себя первые два типа адаптации. Формируется в результате работы студента над собой и систем требований вуза к студенту.

Картинки взяты с сайта https://pixabay.com/




Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.