Контакт масок

Виды общения

В зависимости от ситуации, лица вступающие в диалог прибегают к использованию тех или иных видов межличностного общения. Кроме стратегий общения в психологии выделяют виды общения, отражающие многообразие необходимых техник для контактов между людьми.

Контакт масок

Контакт масок представляет собой формальное общение, без интереса к собеседнику. Тип межличностного общения, не дающий возможности узнать собеседника, понять его состояние, раскрыть особенности его личности. Поверхностное общение, используется в любом возрасте, в процессе общения с малознакомыми людьми.

Набор масок, используемых при примитивном общении:

  • вежливое обращение или ответы на вопросы собеседника;
  • иногда строгость;
  • если нужно — безразличие;
  • маска скромности;
  • проявление участия;
  • проявление внимания.





Маска включает в себя набор выражений лица, жестов. Стандартные, заученные фразы, — все, что помогает скрыть свои настоящие чувства и эмоции к собеседнику. Например, поездка в автобусе, где случайный словоохотливый попутчик желает общения, второй пассажир не хочет общаться. В данной ситуации возникает контакт масок, один говорит, другой вежливо кивает, вообще не слушая его.

Психология общения масок позволяет поддерживать беседу, не вызывая негативных эмоций ни у себя, ни у собеседника. Иногда общение через маску полезно, дает возможность не задевать друг друга. Если и дальше люди продолжают общаться через маску, они становятся не интересны друг другу, такое общение не может продолжаться долго.

Психология примитивного общения

Примитивное общение заключается в извлечении выгод для себя из собеседника. Если что-то нужно от человека — вступление с ним в активный контакт, например, путем открытой просьбы, а получив свое, потеря интереса к собеседнику. Свои истинные чувства не скрываются. Как Масяня в мультфильме:    » Дять, а дять, купи девушке мороженного». А получив свое, также открыто говорила грубости: «А теперь проваливай!»

Примитивное общение — это использование другого человека на элементарном уровне. Люди, которые ценят свои отношения с другими людьми крайне редко, а порой и вовсе, не прибегают к подобным уловкам.

Особенности формально-ролевого общения

Формально-ролевое общение — общение с четко заданными формами, определенными социальными ролями, известными каждой стороне, без учета личности собеседника. Например, покупка в магазине. Сценарий общения один с разными покупателями — общение в рамках товара. Если спросить о здоровье продавца — такое общение не будет стандартным, здесь переход в межличностное общение.

Используемые роли в данном типе общения:

  • учитель — ученик;
  • мама — ребенок;
  • требовательный папа — задиристый ребенок;
  • модная девочка.

Психология делового общения

Психология и этика делового общения заключаются в общении, опирающем только на деловые качества партнера. Деловые качества друг друга партнеры, как правило, изучают и понимают правильно, от их направленности зависит скорость и качество решения поставленных задач.

Правила делового общения заключаются в том, чтобы как можно быстрее решить поставленную текущею задачу:

  • каждый работает с задачей на своем участке;
  • не приветствуется многословие — общение конкретное по делу;
  • желательно говорить только правду, нельзя утаивать информацию;
  • не общайся на отвлеченные темы, ищи решение для конкретной задачи;
  • выражайся ясно, не используй «вычурных слов»;
  • слушай внимательно, не приветствуется повторение более двух — трех раз;
  • умей приспособиться к партнеру.

Стороны общения в психологии при деловом общении могут хорошо знать деловые качества партнера и совсем не знать о его личности, не знать об его увлечениях, хобби. Несомненно, деловые качества важны, но для понимания человека важны и личностные характеристики. При случайном сближении может так оказаться, что найдется ряд общих интересов.

Духовное или межличностное общение

Духовное общение, иногда его называют межличностное общение, общение между друзьями, близкими людьми. Такое общение людей подразумевает родство душ. Здесь все известно о другом человеке, общение строится на общих интересах, на взаимной симпатии, на помощи друг другу. При таком типе общения комфортно даже помолчать вместе.

Психология манипулятивного общения

Манипулятивное общение — общение с целью извлечения выгод из собеседника, но в отличие от примитивного общения, манипулятор не говорит прямо о своих намерениях, а использует разные приемы для достижения своей цели:

  • лесть;
  • запугивание;
  • обман;
  • демонстрация заботы, доброты;
  • имитацию порядочности.

Это все приемы нечестной игры, цель которой запутать, пустить пыль в глаза, ради получения своей выгоды, даже в ущерб желаниям другой стороны.

Важно научиться распознавать манипулятора и противостоять ему в его корыстных и нечистых стремлениях.

Особенности светского общения

Особенность светского общения в его беспредметности, общение, но по сути ни о чем. Говорят не то что думают, свои основные мысли и желания не выражают. Даже, если предпринять попытку выразить и поговорить по существу дела, такого спорщика не поймут и могут попросить удалиться из общества. Данный тип общения используется на приемах, презентациях, на отдыхе, при поверхностных знакомствах.

В светских кругах существуют определенные негласные правила, которых придерживаются:

  • вежливый тон, тактичность при вопросах и ответах;
  • одобрение, согласие;
  • симпатия, улыбка, приветствие друг друга.

Таким образом, можно сказать о многообразии типов межличностного общения в психологии, цель которых сделать общение эффективным в той или иной ситуации.



Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.