Нравственное развитие подростков

Нравственное развитие подростка

Нравственное развитие подростка начинается тогда, когда школьник совершает реальные нравственные поступки в ситуациях которые для него важны.

Особенности нравственного развития подростков

Переходный возраст — период, в котором происходит кардинальное изменение нравственности школьника.  По мнению Л. И. Божович нравственные нормы между людьми реализуются в процессе любой трудовой деятельности, связанной с общением.

Усвоить нравственный урок не всегда просто для подростка, требуется время для осознания и принятия информации. Понимание и действие нравственной закваски затрагивает глубинные струны подростковой души, поэтому ни учителя, ни родители порой могут и не заметить произошедшей перемены в ребенке.



Нравственные убеждения

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. В следствии отсутствия опыта обобщения, нравственные убеждения подростка находятся длительное время в неустойчивом положении.

По мнению Л.И Божович:

«В умении убеждения находит отражение опыт школьника, приобретенный и проанализированный с точки зрения нравственности. Убеждения становятся мотивами поведения и деятельности подростка.»

Как сформировать нравственное мировоззрение в переходном возрасте

Нравственное мировоззрение в переходном возрасте формируется вместе с убеждениями.

Нравственное мировоззрение — это система убеждений, приводящая к качественным сдвигам подроста в системе потребностей и стремлений.

Формирующееся мировоззрение меняет иерархию в системе побуждений подростка, отдавая первые места нравственным мотивам. Закладывая в фундамент нравственность — личность подростка стабилизируется и далее развивается направленность.

Имея такую структуру, в дальнейшем человек  в каждой конкретной ситуации будет реагировать с позиции нравственности.

Развитие личности по Л. Колбергу

Развитие личности подростка по мнению Л. Колберга связано с усвоением морали.

Три уровня моральных суждений по Л. Колбергу:

  • доморальный тип — критерии оценки детей ориентированы не на этические принципы, а на поощрение и наказание, — это доподростковый уровень;
  •  уровень «конвенциальной морали» — на нем находится ребенок в период, когда он ведет себя в соответствии с ожиданиями и одобрениями окружающих, преобладает этот уровень в возрасте 10-13 лет;
  • уровень «автономной морали» — уровень при котором подросток самостоятельно выбирает моральные принципы, которым будет следовать. Данный уровень развивается в период 13-16 лет, но присущ не всем детям, к концу подросткового возраста на нем находятся только 10% ребят.




Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.