Развитие воли у детей дошкольного возраста

Самым важным личностным механизмом, который формируется у дошкольников, является соподчинение мотивов.

Развитие воли  как способность к управлению поведением

Развитие воли у детей решает задачу, связанную с ситуацией выбора.

Если у маленького ребенка возникало сразу несколько желаний, то  ситуация выбора весьма озадачивала малыша.  Как же сделать выбор?

И лишь со временем, в дошкольном возрасте, мотивы ребенка становятся разными, отличаются силой и значимостью. Ребенок младшего дошкольного возраста уже может определиться и сделать выбор, он умеет игнорировать свои непосредственные побуждения и не реагировать на ненужный предмет-игрушку. Более сильные мотивы в данной ситуации играют роль ограничителей.



Появление соподчинения мотивов — предпосылки для развития силы воли.

Генезис волевых действий

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка строится из  импульсивных поступков, проявление силы воли почти не заметно, лишь в очень редких ситуациях.  У ребенка 5-6 лет поступков, связанных с силой воли больше, но волевые действия не занимают основного места в поведении ребенка. И только достигнув старшего дошкольного возраста, с изменением мотивов поведения, формирования соподчинения мотивов, ребенок может значительно долго вести себя прикладывая длительные волевые усилия.

Три стороны в развитии волевого аспекта

Развитие силы воли у дошкольника проходит в трех направлениях:

  • развитие целенаправленности действий;
  • установление взаимосвязи между целью действий и их мотивом;
  • возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Постепенно ребенок учится удерживать внимание на главной цели.  Через воспитание и нравственность, ребенок овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые не имеют отношения к цели, но важны в данный момент, например, сделать подарок маме.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, где сталкиваются сразу несколько мотивов, где происходит борьба мотивов. Выбор правильного решения делается на основе соподчинения мотивов, в пользу наиболее значимого мотива для данной ситуации.

Игры по правилам

На развитие воли у дошкольника оказывают весомое значение игры по правилам. Сначала ребенок смотрит на других участников игры, как они выполняют правила, и только после, предъявляет требования к соблюдению правил игры к себе.

Желание участвовать в игре — мотив, который приводит к волевым действиям ребенка в игре, и дает возможность ребенку не только участвовать в игре, но и закончить ее.



Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.