Особенности развития ребенка в период раннего детства

Раннее детство охватывает период 1-3 года. Раннее детство это период формирования в ребенке первого представления о себе, самооценки, половой идентификации, развития мышления и речи.

Психическое развитие детей 1-3 лет

Психическое развитие в раннем детстве позволяет ребенку работать с предметами, но сам ребенок открыть общественные действия этих предметов не может. Это противоречие решатся в совместной работе ребенка и взрослого с предметами.

Социальная ситуация развития в раннем детстве: » ребенок-предмет-взрослый».  В раннем детстве предмет целиком занимает ребенка, он смотрит как взрослый работает с предметом и старается делать также. Без взрослого малыш не сможет овладеть миром предметов.

Ведущая деятельность в период раннего детства

Ведущий вид деятельности в раннем детстве — предметная деятельность.  Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием у ребенка нового отношения к миру предметов.




Возрастные границы периода раннего детства от 1 года до 3 -х лет.  В начале ребенок узнает прямое назначение предмета и с помощью взрослого научается правильно применять предмет, но постепенно ребенок приобретает способность наделять предмет несуществующими свойствами, и применять предмет по-разному.

Становление познавательной сферы

Формирование восприятия у детей происходит через перцептивные действия, сенсорные эталоны и через действия соотнесения.  Ребенок выделяет характерные для предмета качества, на их основе составляет устойчивые образы и соотносит, в своем понимании эталоны, с окружающими предметами. Развитие перцептивных действий помогает развитию обобщений, умение выделить главное позволяет ребенку далее формировать классы и понятия.

Особенностью развития ребенка в период раннего детства является формирование наглядно-образного мышления.  Наглядно-действенное мышление, которое возникает у ребенка к концу первого года жизни является ведущим до 4 лет. Наглядно-образное мышление возникает у ребенка в 2-3 года и является ведущим до 6 или 6,5 года.  Поэтому весь период раннего детства, а возрастные границы периода раннего детства 1-3 года, у ребенка будет преобладать наглядно-действенное мышление, и задача ребенка: научиться решать разного рода вопросы с использованием предметов. Ребенок почти мгновенно должен ориентироваться в применении предмета.

Синкретизм — особенность мышления ребенка в данном возрасте, — нерасчлененность. Малыш не умеет выделять отдельные части в целом, задача взрослого научить, показать как делается анализ, и как можно из целого выделить части- главное, второстепенное.

обучение и развитие ребенка 3-х лет

Формирование личностной сферы

Формирование личности в период раннего детства складывается через общение со взрослыми. Самооценка ребенка формируется на основе высказываний взрослого о ребенке. Критика, замечания, игнорирования ребенка — снижают уровень притязания ребенка, порождают неуверенность в себе, мешают успешной деятельности.

Личностным новообразованием периода раннего детства является:

  • развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка;
  • развитие самосознания:  обращение к себе в третьем лице, в три года появление «я»;
  • появление первичной самооценки;
  • кризис 3-х лет.

Развитие ребенка в 3 года заключается в появлении чувства самостоятельности, автономности. При неблагоприятном развитии  — чувство зависимости от взрослого.

малыш учится музыки

Развитие речи у малышей 3 лет

Период 1-3 лет ребенка сензитивен к усвоению речи. Автономная речь переходит в собственную активную речь ребенка.

Развитие речи в период раннего детства идет по двум направлениям:  улучшается понимание речи взрослого; развивается собственная активная речь.

Ребенок не сразу правильно называет предметы и их действия. Полутора  годовалый малыш может усвоить  от 30-40 слов до 100, но употребляет слова редко.  Ребенок 2 лет — употребляет 300 слов, Ребенок 3-х лет может общаться с употреблением  от 500 до 1500 слов.

развитие речи ребенка

Характеристика речи ребенка 3-х лет:

  • расширение словарного запаса;
  • улучшение произношения слов;
  • усвоение грамматического строя родного языка;
  • приобретение связного характера речи;
  • ребенок знает почти все части речи;
  • речь — полноценное средство общения;
  • понимание грамматической основы языка и синтаксиса.

Автор: Лубянская Светлана

Иллюстрация pixabay.com




Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.