Особенности внимания детей младшего школьного возраста

У детей младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание, физиология которого заключается в ориентировочном рефлексе. Ориентировочный рефлекс — реакция организма ребенка на новизну окружающей обстановки.

Внимание у детей младшего школьного возраста не достаточно управляемое, ребенок часто отвлекается на все яркое или на отдельно заинтересованные предметы. Объясняется это тем, что у ребенка преобладает наглядно-образное мышление.

Развитие внимания у детей продолжается в процессе школьного обучения. Школьник быстро реагирует на интересующие его моменты, поэтому важно сразу привить ученику познавательные потребности и интересы. В процессе школьного обучения развивается произвольное внимание.



Различные критерии развития произвольного внимания

По данным статистики, у детей с разным показателем успеваемости выявляется разный уровень развития внимания. На протяжении 1-4 классов у детей, которые успевают хорошо или показывают средние результаты, средний уровень внимания; отличники имеют хороший уровень развития внимания; неуспевающие ученики имеют очень низкий уровень развития внимания. Развитие произвольного внимания у успевающих учеников происходит интенсивно на протяжении всей начальной школы, у плохо успевающих школьников в 1 и 2 классах нет показателей к изменению, только к 3-му классу есть небольшой рост внимания.

boy-1454054_960_720

Развитие произвольного внимания младших школьников связано с развитием ответственности за свою школьную деятельность. Ученики у которых отсутствует ответственность работают с вниманием только в интересных для них сферах.
Возможности развития волевого регулирования внимания еще не достаточные. Желание заставить себя сосредоточиться на неинтересном материале должно сопровождаться только наличием сильной мотивации у ребенка, например, получением пятерки.

Воспитание мотивации произвольного внимания у младшего школьника обязательно должно учитываться с возрастом и личностными особенностями ребенка. Рекомендуется далекие перспективы мотивации связывать с близкими мотивами, например, построение хорошей карьеры, рекомендует связывать с обязательным условием перейти в следующий класс и получением хороших оценок.

boy-311392_960_720

Объем внимания и распределение внимания еще слабое. Младший школьник еще не может правильно распределить внимание между чтением книги и общением с товарищем. Первоклассники могут сохранять устойчивое внимание в течение 30-35 мин. Ученики 3-х классов могут сохранять внимание весь урок, 45 мин. Рекомендуется во избежание переутомления менять виды деятельности.

К окончанию младшей школы быстрое переключение с одного вида деятельности на другой становится для ребят возможным.

Индивидуальные особенности школьников

Замечено влияние индивидуальных особенностей на развитие внимания у детей. Сангвиники выглядят невнимательными на уроках, шумными, суетливыми, но по их ответам можно сказать, что они работают с классом.

graduation-149646_960_720

Флегматики и меланхолики, ведут себя пассивно на уроке, вялы, кажутся невнимательными, но их ответы также свидетельствуют о том, что они внимательно слушают предмет.

Невнимательные дети встречаются по ряду причин: леность мысли, нет серьезного отношения к учебе, повышенная возбудимость ЦНС.

Для перехода из ученика младшей школы в старшую необходим определенный уровень развития мышления, восприятия, внимания, памяти. Обучение в старшей школе будет отличаться от уровня обучения младших школьников, но как показывает действительность, не у всех учеников к концу обучения формируются нужные навыки.

maple-leaf-638022_960_720

Важно провести диагностические мероприятия по выявлению проблемных мест у ребенка и провести коррекционные работы, чтобы ребенок не отстал в обучении.



Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.