Охарактеризовать эмоциональное состояние школьника можно изучив следующие факторы:
- Общая тревожность в школе — показатель, характеризующий общее эмоциональное состояние школьника в зависимости от уровня участия ребенка в жизни школы.
- Переживания социального стресса — показатель, характеризующий эмоциональное состояние ребенка в момент общения со сверстниками.
Стресс в школе может развиться у ребенка под влиянием нескольких факторов: боязнь новизны, неумение общаться, страх перед новыми людьми, боязнь взрослых, боязнь быть в школе одному, страх перед обучением.
Факторы, способствующие развитию страха у ребенка в школе:
- Фрустрация потребности в достижении успеха — состояние неблагоприятное для раскрытия ребенком своих талантов. Отказ от достижения успеха.
- Страх самовыражения — выражается в наличии прошлого опыта у ребенка негативных ситуаций, связанных с необходимостью само раскрытия, рассказа о своих возможностях, презентации себя.
- Страх ситуации проверки знаний — увеличение тревоги при проверке знаний, особенно, при публичном опросе.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — выявляется при ориентации ребенка на мнения других людей в оценке способностей, результатов, поступков, увеличение тревожности при оценке окружающих, ожидание негативных мнений.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — снижение психофизиологической способности приспособления к стрессовым ситуациям, приобретение деструктивного способа реагирования на негативное изменение окружающей среды.
Страх перед учителем — ощущение общего эмоционального фона, негативного характера, не позволяющего ребенку выстраивать отношения с учителем и соответственно, мешающего протеканию нормального усвоения ребенком предмета.