Подписка на статьи

Формирование личности дошкольника

Личность дошкольника формируется под воздействием многих факторов: окружения, методики воспитания, социального статуса семьи, мировоззрения. Проявления внутренней позиции ребенка находит свое отражение в эмоциональном реагировании на происходящее, в выражении волевых действий, в преобладании развития частых психических достижений над общими. Эти отдельные проявления развитых доминирующих структур могут быстро исчезнуть, но именно они придают детской личности индивидуальность. Из окружающего мира ребенок активно впитывает информацию и общепринятые ценности, которые в дальнейшим составят его самосознание.

Притязание на признание со стороны взрослого

Притязания на признание проявляется в том, что ребенок начинает следить за взрослым: сколько времени он проводит с его братом или сестрой, сколько внимания было уделено другим детям, сверстникам.

gender-1459661_960_720

Потребность на притязание в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенку важно, чтобы его дела были замечены и оценены взрослым, он нуждается в благодарности, в признании своих заслуг.


В этот период дети часто обращаются к взрослому за оценкой своих достижений, и здесь очень важно поддержать ребенка.

Как оцениваем других людей, критерии оценки и область оценки могут быть разной. Реакция взрослого человека на оценку тоже не всегда однозначная, негативная оценка может оставить свой след в эмоциональном фоне взрослого человека, поэтому всегда нужно помнить, что оценка деятельности ребенка отражается на формирующейся личности.

Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он не справится, что у него не получится, что данная работа сделана плохо, негативная критика может привести к комплексу неполноценности, убить желание раскрывать и применять свои таланты, послужить причиной нежелания общаться, или привести к тяжелому подавленному внутреннему состоянию. Какими бы не были первые работы ребенка, слова для оценки деятельности должны быть подобраны тщательно и выражаться весьма корректно.

Притязания на признание среди сверстников

Потребность в признании среди сверстников развивается несколько иначе, чем потребность в признании взрослого. Отношения со сверстниками имеют сложную структуру: поддержку и момент соревнования. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игровая. Именно в игре происходит проигрывание ролей, где ребенок может вести себя как все, и приобрести конформные черты характера, или не желать быть как все, начинать выделяться, что может усилиться желанием быть лучше всех и привести к формированию личности с негативными составляющими.

Особенности развития самооценки ребенка

Развитие самооценки в дошкольном возрасте становится возможным с развитием самосознания. Ребенок начинает понимать какими качествами он обладает, как он себя ведет, как относятся к нему окружающие и почему они относятся к нему именно так. Наиболее явно самосознание находит свое отражение в самооценке, способности ребенка оценить себя и результаты своей деятельности, свои неудачи и успешные дела, но по-настоящему ребенок 3-4 лет еще не способен себя оценить, поэтому он попросту приписывает себе положительные оценки, которые он слышит от других людей.

Чтобы правильно себя оценить, ребенку нужно научиться оценивать других, что далеко не всегда просто, чтобы выработать навык и понять причину и правильность поступков других людей может уйти годы. Поэтому малыш в 3-4 года объясняет, что он хороший, тем, что мама так сказала, т. е. самооценка дошкольника формируется со слов взрослого, он просто повторяет эти слова.

Старшие дошкольники могут верно определить свои достоинства и недостатки и отношение взрослого.

Иллюстрация pixabay.com


Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.