Характерные особенности развития внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте развитие внимания, памяти и воображения имеют сходные черты. Если ориентировочные действия связанные с мышлением и восприятием выделяются у ребенка с раннего детства, то внимание, память и воображение какое–то время не приобретают самостоятельности. У ребенка нет еще действий, которые  помогли бы ему запечатлеть в памяти интересный материал, нет умения сосредоточиться, эти действия в дошкольном возрасте только начинают закладываться.

Внимание, память и воображение  у детей в раннем возрасте непроизвольные, и такими сохраняются до дошкольного возраста. Изучая умственную деятельность дошкольника специалисты выделяют количественные изменения: увеличивается концентрация внимания, объем изученного материала сохраняется в памяти, становится богаче воображение.

Развития внимания у детей осуществляется под влиянием новых видов деятельности, с усложнения задач, которые перед детьми ставит взрослый. Чтобы выполнить новые задания ребенок должен использовать уже знакомые ему навыки, усвоенные раньше. В этот возрастной период для решения более трудных задач начинают формироваться новые механизмы внимания, памяти и воображения, приобретая преднамеренный характер.

child-1223785_960_720

Непроизвольная детская память

В дошкольном возрасте способность к запоминанию и воспроизведению ярко выражена. Память в этот период носит непроизвольный характер, это означает, что у ребенка еще нет цели что-либо запомнить, запоминание и воспроизведение происходит само по себе, без участия воли и сознания малыша. Как правило, запоминание происходит во время игровой деятельности, яркие моменты действия ребенка увлекают, вызывают интерес и малыш их запоминает.

car-1577043_960_720

В младшем дошкольном возрасте в работе памяти существует только непроизвольное запоминание и воспроизведение.

Ребенок не умеет запоминать и воспроизводить нужный материал, не владеет специальными приемами.

Характеристика произвольной памяти

В возрасте 4-5 лет начинают формироваться произвольные формы запоминания и воспроизведения. Игра для запоминания и воспроизведения наиболее удачный прием, так как ребенок легко вживается в новую роль и запоминание нового материала происходит для него легко.

Формирование памяти у ребенка происходит в несколько этапов:

  • постановка задачи ребенком: выделить значимое действие и припомнить, специальных техник нет;
  • задача ставится ребенком в начале работы, т.к. ребенок понимает, что от него ждут именно припоминания;
  • задача запомнить возникает из опыта припоминания, ребенок понимает, если не запомнит нужную информацию, то потом не сможет ее припомнить.

Приемы запоминания ребенок сам не изобретает, ему помогает взрослый, объясняет и показывает, как лучше запоминать нужную информацию, помогают освоить вспомогательные средства.

Наиболее продуктивным видом запоминания для дошкольного возраста является непроизвольное запоминание, оно активно для умственной работы детей, но менее активно в восприятии и мышлении, произвольное запоминание в данных случаях более успешно.

Непроизвольное запоминание носит печать точности и прочности для ребенка, так как события данной пары чаще всего эмоционально окрашены, и если событие было значимо для ребенка и произвело впечатление, то ребенок на долго его запомнит, возможно, на всю жизнь. С дошкольного возраста, в отличие от младенчества и раннего возраста, важные события в жизни ребенка сохраняются и помнятся им.

Отдельно хочется выделить, что самым важным в развитии познавательной сферы дошкольника является память: в ходе развития у ребенка формируется совершенно новая система функций, где в центре сознания лежит – память.

Памяти в данном возрасте отводится доминирующая роль.

Иллюстрация pixabay.com




Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.