Общая характеристика развития мышления у детей

В раннем детстве на основе наглядно- действенной формы мышления формируется наглядно-образное мышление, что позволяет ребенку обобщать, основываясь на свой опыт практической предметной деятельности.

Представляя в уме  образ реального предмета,  ребенок размышляет о том, как он с этим предметом взаимодействует и таким образом отвечает на поставленный вопрос. Так действует наглядно-образное мышление. Логическое мышление – осуществляется отвлеченным образом со знаками и подчиняется законам логики.

Разница между логическим и наглядно-образным мышлением в том, что они решают задачи с предметами в разных ситуациях. Образное мышление позволяет представить, как происходит действие с предметами, например, таит снег, но там, где свойства предмета скрыты и его не возможно представить, решение задач происходит с помощью знаков, и конечно, при помощи отвлеченного логического мышления.

sandbox-1583289_960_720

Развитие образного мышления

Мышление в дошкольном возрасте в основном образное. Первые проявления уже встречаются в раннем детстве в решении простых задач с перемещением предметов. К началу дошкольного возраста ребенок способен в уме решать задачи, направленные на достижение конкретного практического результата. Младшие школьники могут решать задачи,  с косвенным результатом, с учетом прямых или последовательных связей между явлениями, это задачи уровня наглядно-образного мышления.

К среднему дошкольному возрасту ребенок переходит от простых внешних заключений к решению более сложных задач в уме. Образное мышление помогает усвоить детям знания и применять обобщение, например, соотношение части к целому.

ball-1376072_960_720

Усвоение логических форм мышления

Развитие логического мышления начинается еще в раннем детстве, точнее сказать, формируется фундамент для дальнейшего развития интеллекта. Ребенок со временем научается заменять предмет рисунком, знаком, словом. Слово в речи ребенка может не появляться долго, это связано со способностью ребенка к усвоению уже известных человеческих понятий, о признаках и свойствах предметов, закрепленных в словах. Детские представления сами собой не закрепятся в общепринятых понятиях. Только при длительном труде формирования понятий и освоения научных знаний ребенок достигает понимания слов.

Развития мышления у детей может происходить посредством специальной программы. При таком обучении понятия изучают особыми внешними действиями, например с помощью специального средства,  при помощи которого  ребенок самостоятельно выделяет признаки, которые входят в понятие. Дошкольника обучают правильно использовать средство, и закреплять результат.

lego-1108908_960_720

Далее ребенка обучают от внешних ориентировочных действий переходить к действиям в уме, а внешние средства заменяют словами.

Иллюстрация pixabay.com


Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.